Хочу стать мастером. Но какими качествами для этого нужно обладать? Где пройти обучение мастеров, сколько учиться и каких результатов можно достичь? Узнаем сегодня.
Довольно часто в повседневной жизни мы говорим: этот человек «Мастер на все руки», «Дело мастера боится» или «Мастер своего дела» и т.д. Сталкиваясь с понятием мастер, мы даже не задумываемся, что это не только личностная характеристика человека, но и вид профессиональной деятельности.
Оказывается, что во много сферах жизни общества можно встретить представителей данной профессии, которые, кстати, прошли в свое время обучение мастеров.
Например, мастер на производстве – это руководитель небольшого производственного участка; мастер в организациях бытового обслуживания – это квалифицированный рабочий; а мастер-наставник – пример для начинающего рабочего; в сфере образования – мастер производственного обучения, который организует процесс обучения рабочим профессиям и даже мастер спорта – звание, квалификационная ступень в спорте.
Другими слова говоря, обучение мастеров – это лишь общее выражение, поскольку мастером является человек, обладающий огромным запасом знаний, умений и навыков в своей профессиональной деятельности и достигший высокого уровня в своем деле и, что особенно важно, готовый передать накопленный опыт будущим специалистам.
Далеко не каждый высококвалифицированный специалист может стать мастером. Тогда как же можно получить такую профессию и где пройти обучение мастеров?
С чего начать обучение на мастера и как им стать?
Во-первых, нужно получить хорошее профессиональное образование, что на сегодняшний день - не проблема. В Челябинске большое количество учебных заведений предоставляют образовательные услуги. Но мастер не только руководитель определенного уровня в трудовой организации, он еще и педагог-наставник для молодых специалистов.
Во-вторых, приступая к обучению на мастера, нужно задуматься об ответственности, которую несет этот специалист. Так, например, основной задачей производственного обучения мастера является развитие и воспитание будущих рабочих и результат обучения напрямую зависит от педагогической и профессиональной грамотности педагога. Он - учитель профессии, который передает молодому поколению весь свой опыт и умения и формирует сознательное отношение к труду.
В-третьих, пройдя обучение, мастер может работать как на производстве, так и самостоятельно, предложить свои услуги по обучению и в сфере профессиональной деятельности. Тогда необходимо официальное оформление права на индивидуальное предпринимательство, получение всех необходимых документов на ведение предпринимательской деятельности.
В-четвертых, для организации успешного учебно-воспитательного процесса мастер должен иметь достаточно высокий уровень общей культуры и широкий кругозор.
Он должен быть знаком с научно-популярной литературой, произведениями искусства, знать и понимать молодежную субкультуру - без этого возникают определенные трудности при работе с подростками.
Производственное обучение мастеру нельзя вести, не используя знания смежных учебных дисциплин и информации из повседневной жизни. Тем самым показывая связь теоретических знаний с практикой.
В Челябинске многие образовательные организации предлагают обучение специальности мастер. По окончании полного курсу обучения выдается диплом и гарантия престижного трудоустройства.
Процесс обучения мастеров
Процесс обучения мастеров происходит в несколько этапов.
Первый этап – изучение теоретических основ будущей профессии, который предусматривает аудиторную и внеаудиторную работу. Такие учебные занятия проводятся непосредственно практикующим мастером, готовым на деле продемонстрировать основные приемы работы, указать на типичные ошибки и показать достоинства такого рода профессиональной деятельности.
Второй (главный) этап – это практические занятия. Здесь придется основательно потрудиться, чтобы приобрести собственный практический опыт организации учебного процесса. И что особенно важно, всегда можно воспользоваться помощью к опытному специалисту.
Так как в содержание его работы входит решение следующих задач:
- научить приобретать знания под руководством наставника и самостоятельно;
- научить работать, в том числе сформировать умение оценивать результаты работы и корректировать ее;
- научить жить, то есть уметь быстро адаптироваться в изменяющихся условиях производства, реализовать себе как в личной, так и в профессиональной сфере деятельности;
- научиться жить вместе: сформировать устойчивую систему ценностных отношений к миру, людям и обществу.
Третий этап процесса обучения мастеров – прохождение производственной практики. Она организуется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенной сфере деятельности. Место практики выбирается образовательной организацией или обучающимся самостоятельно (может быть и непосредственное место работы). По ее результатам может быть присвоена квалификация определенного уровня.
После окончания обучения мастеров выдаются документы, подтверждающие освоение соответствующей ступени профессионального образования - это сертификат и удостоверение.
Мастером обучения в этой сфере деятельности становится педагог, у которого с одной сторон научный склад мышления, а с другой огромный творческий потенциал. Такие люди в курсе достижений педагогики и методики преподавания, постоянно находятся в поиске чего-то нового.