Родители придают большое значение образованию детей. И это абсолютно оправданно.
Психологи утверждают, что грамотно выстроенная учителем система обучения закладывает основу для дальнейшего успешного приобретения знаний ребенком.
Сегодня существует несколько разновидностей общеобразовательных учреждений. Среди них муниципальные и частные школы, гимназии и лицеи. Мы поговорим о гимназиях.
Что такое гимназия?
Гимназия – это общеобразовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов. Она имеет гуманитарный уклон.
Гимназия формирует общее мировоззрение ребенка и направлена на развитие его личностных качеств.
Государственный стандарт предусматривает преподавание в гимназии как минимум двух иностранных языков, один из которых начинается уже в начальных классах. В старших классах идет разделение на специализации или профили.
Отдавая ребенка в гимназию, родители уже заблаговременно ориентируют его на конкретную специализацию.
Как происходит зачисление в гимназию?
С апреля 2012 года действует постановление Правительства РФ о правилах приема граждан в общеобразовательные учреждения. В гимназию зачисление осуществляется также в соответствии с этими правилами. Согласно им, приоритет зачисления в учебное заведение имеют дети, относящие к микрорайону, в котором расположено это учреждение.
Однако этот же документ упоминает о том, что общеобразовательные учреждения с углубленным изучением отдельных предметов вправе использовать «механизмы выявления склонностей детей».
Для выявления склонностей детей в гимназиях устраивают соответствующие испытания. Для будущих первоклассников испытания перед зачислением в гимназию могут проходить в два этапа. Это тестирование на готовность к школе и собеседование.
Тестирование, как правило, проводит школьный психолог. Он проверяет зрелость психических процессов (памяти, мышления, восприятия), развитие навыков чтения и счета, мелкую моторику, кругозор и психологическую готовность к обучению.
Под психологической готовностью понимается переход ребенка на новую стадию развития, в которой ведущее место занимает обучение, а не игра.
Собеседование проводят представители администрации гимназии и учитель начальных классов.
Ребенку задаются общие вопросы (как зовут, где живешь, как зовут родителей и т.п.), могут задать несложные задачки или попросить прочитать отрывок текста. На этом этапе оценивается общий уровень развития ребенка: его поведение, черты характера, подвижность ума, умение вести себя и отвечать на вопросы.
Именно эти наблюдения становятся решающими при принятии решения о зачислении в гимназию.
Для детей, поступающих в среднее или старшее звено, организовываются экзамены или тестирование согласно специализации гимназии. Рассматривается прежняя успеваемость. Возможно также проведение собеседования для оценки личностных качеств ребенка.
Подача документов на зачисление в гимназию
После успешного прохождения испытаний родителям предлагается написать заявление на зачисление ребенка в гимназию.
Ближе к началу учебного года потребуются справка о составе семьи и личное дело (из прежнего учебного или дошкольного учреждения). Для детей не посещавших детский сад, в поликлинике по месту регистрации оформляется медицинская карта.
Как подготовить ребенка к зачислению в гимназию?
Самое главное – психологическая готовность ребенка к испытаниям. Разъясните как можно подробнее, какие вопросы ему могут задать, кто будет с ним беседовать и в каком порядке, зачем. Обсудите возможные ответы и то, как ребенок будет себя вести. Расскажите о самой гимназии, покажите ее и, по возможности, зайдите внутрь.
Для детей, поступающих в среднее или старшее звено, возможно понадобиться нанять репетиторов по экзаменуемым предметам.
Вопросы для будущих первоклашек стандартные. Потренируйтесь с ребенком дома. Это придаст ему уверенности на собеседовании.
Однако важно понимать, что ребенка можно натаскать и обучить решать задания. Но невозможно ускорить психологическое развитие ребенка. А ведь именно это оценивается при поступлении в гимназию.
Для детей, поступающих в первые классы, проводятся подготовительные занятия. Это хорошая возможность познакомить ребенка с гимназией и подтянуть его знания и навыки соответственно требованиям. Кроме того, он знакомится с будущими одноклассниками и учителем. При отборе учеников приоритет отдается детям, проходившим подготовку. Однако это не означает, что не проходившие ее дети, не имеют возможности поступить в гимназию.
База знаний и формирование способов их получения в первые годы обучения играет большое значение для построения в дальнейшем успешной учебной и профессиональной деятельности.
Но самое главное - это развитие у ребенка положительного представления о самом себе, его представления о мире. А эти качества, прежде всего, формируются в семье.